В России резко растут цены на топливо. Минсельхоз предлагает ограничить экспорт - «Военное обозрение» » Новостной блогер
Новостной блогер » Последние новости » Военное обозрение » В России резко растут цены на топливо. Минсельхоз предлагает ограничить экспорт - «Военное обозрение»
В России резко растут цены на топливо. Минсельхоз предлагает ограничить экспорт - «Военное обозрение»
Глава Минсельхоза РФ Дмитрий Патрушев заявил о риске остановки уборочных работ и посева озимых, предложив ввести временный запрет на экспорт нефтепродуктов. Судя по отсутствию реакции на эти слова, эту идею всерьез пока не обсуждают. Тем временем цены на топливо растут, а самого его на рынке больше

Глава Минсельхоза РФ Дмитрий Патрушев заявил о риске остановки уборочных работ и посева озимых, предложив ввести временный запрет на экспорт нефтепродуктов. Судя по отсутствию реакции на эти слова, эту идею всерьез пока не обсуждают. Тем временем цены на топливо растут, а самого его на рынке больше не становится.


Такая ситуация может спровоцировать рост недовольства – ведь проблема с топливом, если ее не решить как можно быстрее, провоцирует массу других проблем в экономике и повседневной жизни населения страны.


О том, что дефицит топлива может привести к срыву полевых работ было заявлено в Госдуме 6 сентября. «У нас проблемы именно уже с наличием горючего, мы сейчас остановим и уборочную, и не отсеемся по озимым. Это будет катастрофа», - заявил глава Министерства сельского хозяйства на заседании комитетов по контролю и аграрным вопросам. «И второе - ну, это мысли вслух. Может, вообще сейчас временно экспорт нефтепродуктов закрыть, пока мы не стабилизируем ситуацию на внутреннем рынке?» - предложил глава ведомства.


Самые серьёзные проблемы с топливом (дизельным, прежде всего) наблюдаются на юге страны. Это подтверждают и в Минсельхозе, и фермеры на местах. «Рост цен сумасшедший, дизельное топливо было 54 рубля, сегодня дизельное топливо предлагают за 107, на 100% подорожало. Я сегодня еду из Краснодара, и на заправках дизельного топлива нет. Кое-где остались старые запасы, но технику фермерам не заправляют. Не только угроза уборки урожая, а угроза будущего посева, мы просто можем не отсеяться. Нас обложили со всех сторон, пшеницу никто не принимает, порты все стоят, мы без денег сидим, не можем продать пшеницу. И плюс еще дизельное топливо выросло в цене. Поэтому скот продаем, бычков, у кого что есть. Понемножку покупаем, чтобы не остановить работы посевные» - рассказал Business FM председатель совета Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Ростовской области Алексей Жданов.


Тем временем крупнейший оператор топливных карт в России вводит ограничение на отпуск нефтепродуктов на сети «Роснефть» и «Газпром нефть», не более 150 литров в сутки.



Эксперты объясняют проблемы остановкой на плановый ремонт НПЗ, прежде всего, что важно для юга России, расположенного в Астраханской области. Еще одним фактором является стремление производителей увеличивать экспортные поставки в связи с ростом цен на мировых рынках.


Частные заправки вплотную подошли к остановке своей работы – в отличие от сетей они не могут держать цены. По подсчетам аналитиков, на начало сентября маржа по бензину АИ-92 и АИ-95 составила минус 3 рубля за литр, по дизелю — минус 2 рубля за литр. Последние недели цены на бирже росли. Так, стоимость тонны марки «Премиум-95» превысила 74 тысячи рублей, частники, не повышая цену в рознице, едва выходят в ноль, сокращая все иные расходы.


«Сегодня мы торгуем по таким ценам: 92-й — порядка 52 рублей за литр, 95-й — порядка 58 рублей за литр, дизельное топливо — порядка 60 рублей за литр. Наши цены отличаются от цен доминирующей сети в регионе на 3 рубля по 92-му бензину, на 5-6 рублей по 95-му бензину. Сделано это для того, чтобы мы не торговали в убыток, потому что мы коммерческая структура, мы не можем покупать топливо и продавать его дешевле, это смерти подобно. На фоне такого диспаритета цен мы каждый день теряем продажи. Спрос на топливо эластичен, очень сильно ориентирован на цену, и наши продажи упали где-то на 30%. Мы еле-еле умещаемся в операционный ноль», - рассказывает Business FM руководитель сети АЗС GP Vympel в Саратове Екатерина Савкина. Она отмечает, что ситуация с логистикой (то есть, доставкой топлива) немного выровнялась, благодаря действиям РЖД.


Как обстоят дела с дизелем, поясняет президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин: «Цены в разных регионах следующие: Краснодарский край — там дефицит топлива, ценники у независимых операторов — 70-75 рублей, в Крыму — под 80 рублей. У сетевых операторов («Газпром», «Роснефть», «Лукойл» и так далее), может быть, чуть пониже, но топлива не хватает, очереди стоят, плюс они полностью отменили все скидки, которые давали перевозчикам, — до 10%. По Санкт-Петербургу наблюдал: позавчера цена была 62,95 рубля, сегодня уже цена 63,45. То есть на 50 копеек в гору ушло. Так как отпускная цена на биржах фактически под 70 рублей, вероятность, что она дальше будет расти, стопроцентная».


Цены будут расти и дальше, отмечает в беседе с Business FM зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев: «Реализация топлива в минус — ситуация не новая. Наверное, мы просто по истечении 2020-2022 годов, когда были низкие цены на бирже, вдруг решили вспомнить о том, что реализация топлива через заправочные станции — это какой-то прибыльный бизнес. В стране сложилась достаточно сложная система формирования цен на нефтепродукты: с 2018 года розничные цены таргетируются по уровню инфляции, а оптовые цены находятся в свободном биржевом взаимодействии. С учетом нашей фискальной системы, нашей налоговой системы существует привязка к экспортным ценам. Соответственно, любая нефтяная компания так или иначе ориентируется на разную доходность поставок на внутренний рынок и на экспорт. Это чуть-чуть смягчал демпфер, но, к сожалению, последние, наверное, полтора месяца с учетом резкого изменения курса рубля и роста привлекательности экспортных поставок биржевые цены побили несколько новых рекордов».


Путей — два, говорит эксперт: либо выходить на биржевую торговлю полностью и привязываться к биржевым ценам, а значит, заставлять топливо резко дорожать, либо переходить к государственному таргетированию, когда раз в неделю Минэнерго будет сообщать, что оптовая и розничная цены — теперь такие. Что-то кардинально улучшить в действующей системе уже невозможно. Надо двигаться либо к одному варианту, либо к другому. Либо не двигаться вовсе и надеяться, что со снижением спроса на топливо уменьшится число вагонов, разгрузится сеть РЖД, топливо начнет доходить до АЗС, и к концу сентября, возможно, мы увидим стабилизацию.


Проблемы с топливом – рост цен на него в одних регионах и дефицит в других – могут потянуть за собой ряд других экономических проблем, включая рост цен на все иные категории товаров. Это, в свою очередь, может вызвать социальное недовольство в регионах. Более того, нарушается логистическая связанность территорий, которая играет важную роль в единстве такой огромной страны как Россия.


Вице-премьер Александр Новак, тем временем, провел совещание с представителями нефтяных компаний. Российские нефтяники пообещали снабдить аграриев топливом в нужном объеме. «Участники отметили отсутствие дефицита автомобильного топлива. Представители нефтяных компаний пообещали снабжение аграриев автомобильным топливом в необходимом отрасли объеме», - говорится в сообщении правительства. Министерство сельского хозяйства заявило потребность в 500 тыс. тонн в сентябре-ноябре.


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив