В Москве завершилась «2-я Российская Креативная неделя» - «Надо знать»
29 августа в Москве, в Парке Горького закончилась «2-я Креативная неделя», которая инициировала много дискуссий о роли креативной экономики, как особого вида экономической деятельности, основанной на взаимосвязи человеческого творчества и идей, знаний и технологий, в различных отраслях, в том числе в туризме.
По оценке Мэра Москвы Сергея Собянина примерно 15% работающих в столице, а это больше миллиона человек, имеют отношение к креативной индустрии. Новый тренд развития человеческого капитала способен значительно повысить конкурентоспособность страны на внешних рынках и улучшить качество жизни россиян.
До 2020 года в России наблюдался рост большинства показателей сферы туризма, включая туристическую инфраструктуру, который был приостановлен последствиями распространения новой коронавирусной инфекции. Однако в период беспрецедентного падения спроса и повсеместных ограничений на поездки, вызванных пандемией COVID-19, индустрия туризма получила также и значительную поддержку государства и сейчас быстро восстанавливается.
В настоящее время стартовал национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Одним из трех федеральных проектов, входящих в его состав, «Развитие туристической инфраструктуры», предусмотрены меры государственной поддержки инвестиций в сферу гостеприимства, а также осуществление туристического территориального планирования (проектирования) на уровне Российской Федерации и туристических макрорегионов.
Между тем в процесс создания современной туристической инфраструктуры, безусловно, вовлечен целый ряд секторов креативной экономики. Успешный гостиничный проект предполагает единство авторского архитектурного проекта и дизайнерского решения интерьеров.
На профильной сессии, посвященной планированию в туризме, партнер Strategy Partners Group экосистемы Сбербанка Елена Киселева подтвердила, что для экономики отеля архитектурно-планировочное решение является основополагающим, как в части баланса общих и жилых помещений, так и учета новых требований к сервисам и визуальному решению гостиницы у поколений Y и Z, ориентированных на эргономичный и экологичный стиль.
Креативный характер индустрии гостеприимства ярко проявился и в совместном конкурсе Ростуризма и премии АРХИWOOD «Лучший отель из дерева», который собрал образцы деревянного зодчества, построенные на принципах оригинальности решения, интеграции проекта в контекст среды, единства экстерьера и интерьера, экологичности, то есть тех качеств, которые ожидаются от новых гостиниц, созданных при реализации государственных мер поддержки в рамках нацпроекта.
По словам заместителя руководителя Ростуризма Елены Лысенковой, новые документы планирования ставят целью взаимоувязку всех элементов туристической инфраструктуры и впервые преодолевают ограниченность «бумажных» стратегических документов прошлого, в которых отсутствовал элемент пространственного, территориального проектирования.
В настоящее время Ростуризмом совместно с ВЭБ.РФ и ООО «ПроГород» начата разработка трех федеральных туристических схем территориально-пространственного планирования следующих ключевых макрорегионов: полуостров Крым; Дальний Восток и Большое Золотое кольцо России. Принципиально важным аспектом является межрегиональный характер документов проектирования, планирование переходит рамки административных границ и становится инструментом развития целостного туристического направления и моделирования реальных путешествий.
Как рассказала главный архитектор проектов ООО «ПроГород» (ВЭБ.РФ) Светлана Васильева, при разработке туристических территориальных проектов макрорегионов компания собирается применить комплексные подходы работы с территориями «Сириус» на побережье Черного моря, а также гостиницы Azimut в Переславле-Залесском. В арсенале компании – анализ больших данных социальных сетей, опыт использования олимпийского наследия, а также вовлечение в туристско-рекреационный процесс культурного наследия.
Ирина Лозовая, заместитель Председателя Правительства Республики Алтай отметила, что высокий туристический потенциал региона, на его территории находится объект «Золотые горы Алтая», включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, требует особого профессионального подхода к реализации инвестиционных проектов, с этой целью субъектом одним из первых было заключено соглашение с АО «Корпорация Туризм.РФ».
Помимо территориального проектирования в нацпроекте появились гибкие инструменты господдержки инвесторов, речь идет о механизме участия АО «Корпорация Туризм.РФ» в строительстве (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры путем вхождения в уставный капитал, ключевыми преимуществами которого являются организация бесшовного прохождения стройки, а также обеспечение в ряде случаев необходимого уровня собственных средств для привлечения заемного финансирования, в том числе для льготного кредитования.
Принимая во внимание то, что возможность участвовать в новом нацпроекте по туризму есть у всех субъектов РФ, особое значение приобретает обеспечение равных условий экспертизы инвестиционных проектов, при реализации которых необходимо учитывать множество факторов, от задач устойчивого развития туризма и сохранения объектов культурного и природного наследия до разработки качественных архитектурных проектов, учитывающих ландшафт участка застройки и создания авторского дизайна интерьеров.
В качестве примера инструмента активизации креативной составляющей при решении задач нацпроектов можно указать Всероссийский урбанистический хакатон «Города», в котором молодые архитекторы, дизайнеры и урбанисты разрабатывают новые решения по благоустройству территорий для регионов.