Казус Кончаловского. Фильм о новочеркасском расстреле — вызов идеологии, разделяемой самим режиссером - «Общество» » Новостной блогер
Новостной блогер » Последние новости » Общество » Казус Кончаловского. Фильм о новочеркасском расстреле — вызов идеологии, разделяемой самим режиссером - «Общество»
Казус Кончаловского. Фильм о новочеркасском расстреле — вызов идеологии, разделяемой самим режиссером - «Общество»
В прокат вышел фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи», посвященный расстрелу рабочей демонстрации в Новочеркасске советскими властями. Фильм уже получил специальный приз жюри на Венецианском кинофестивале и выдвинут от России на «Оскар». Кинокритик Виктор Матизен удивляется тому, как

В прокат вышел фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи», посвященный расстрелу рабочей демонстрации в Новочеркасске советскими властями. Фильм уже получил специальный приз жюри на Венецианском кинофестивале и выдвинут от России на «Оскар». Кинокритик Виктор Матизен удивляется тому, как режиссер, точно отобразивший в своем фильме кризис советской системы, в своих интервью занимается апологетикой той самой идеологии, на которой эта система была основана.

Кончаловский — не первый кинорежиссер, обратившийся к новочеркасскому расстрелу в игровом кино: до этого были сняты «Уроки в конце весны» Олега Кавуна (1991), «Разыскивается опасный преступник» Георгия Гахокии (1992) и две части телесериала Константина Худякова «Однажды в Ростове» (2012). Но наибольшее признание получила именно его работа. Здесь соединились несколько причин. Первая — международная известность постановщика, дебютировавшего более полувека лет назад и переживающего творческий подъем в возрасте, в котором многие переживают упадок. Вторая — обострение отношений между властью и подвластными, произошедшее нынче в нескольких странах. И, разумеется, художественное качество самого фильма.

Происходящее на экране в общем и целом соответствует описанным в литературе фактам. В 1962 году на дефицит товаров, неизбежный при государственной монополии на производство и торговлю, наложились головотяпство и экономическая безграмотность центрального руководства СССР, которое, возмечтав догнать и перегнать США по производству мяса, молока и масла на душу населения, вызвало такой продовольственный кризис, что страна, некогда экспортировавшая зерно, стала его импортировать. Были на треть подняты цены на жизненно необходимые продовольственные товары, а в Новочеркасске местные умники на столько же урезали оплату труда рабочих. Те забастовали, что в Советском Союзе было неслыханно.

Неловкие попытки начальства успокоить подчиненных только возбудили народ. Волнения охватили город, на площади перед горкомом собралась возмущенная толпа. Партийные царьки растерялись и запросили Москву о военной помощи. Были введены войска, но кто открыл арсеналы и дал команду стрелять, была ли вообще команда, стреляли ли солдаты или стрелки из органов госбезопасности — в точности неизвестно. Собранные в начале 90-х показания очевидцев противоречивы, а часть документов все еще засекречена — путинский режим ощущает кровное родство с советским и оберегает его от возможных разоблачений. Тем более что перестреляли идейно своих, а не каких-то агентов империализма: бунтовщики выступали не против советской власти как таковой, а лишь против конкретных перекосов, допущенных конкретными ее представителями.

В фильме дана сводная картина происшедшего, в которой действующие стороны несут свою вину и свою правду. Рабочие, милиция, военные, возражающие против использования армии против граждан, и гебисты: один из них со снайперской винтовкой занимает позицию на чердаке горкома, а другой, глава городского отделения КГБ, помогает героине в поисках пропавшей дочери. Одним миром мазаны лишь трусливо-лицемерные «дорогие товарищи», то есть коммунистические функционеры — от присланных из Москвы могущественных членов президиума ЦК КПСС Козлова с Микояном до жалкого секретаря горкома. Такое классовое расслоение советского общества наводит на ироническую мысль рассмотреть отношения между обобщенными персонажами картины с учетом их грамматического рода: Партией, Армией, Госбезопасностью и Пролетариатом, но оставим это читателю в качестве самостоятельного упражнения и обратимся к главной героине «Дорогих товарищей».

Кончаловскому и соавтору сценария Елене Киселевой удалось придумать фигуру, вобравшую в себя противоречия эпохи — ответственного работника городского комитета КПСС Людмилу Семину, кинородственницу председателя горисполкома Уваровой из фильма Глеба Панфилова «Прошу слова». Она видит и то, что творится в верхах, и то, что происходит в низах. Также она испытывает страдания матери (ее дочь вопреки материнской воле сбежала на антиправительственное сборище и пропала) и проходит через вызванный этими потрясениями кризис веры — он же конфликт между человеческими чувствами и партийным долгом. При этом она не теряет убежденности в коммунистических идеалах, подкрепляемой спецпайком — настоящий образ своего времени. У одной части зрителей эта женщина, впечатляюще сыгранная Юлией Высоцкой, вызывает сострадание, у другой — больше презрения, нежели сочувствия. Пока дело не касалось ее чада, она требовала высшей меры наказания для зачинщиков восстания, а как коснулось, повторить требование не решилась, хотя, как образцовая коммунистка, должна была донести куда следует о намерениях дочери еще до их возникновения.

Разочаровавшись в политике Хрущева, Людмила обращается к Сталину, при котором ежегодно снижали цены, и констатирует, что без него «не справиться». С чем именно не справиться, она не говорит, но по умолчанию понятно, что с построением коммунизма в одной отдельно взятой за известное место стране. Не менее примечательно и то, что при усатом вожде ей было ясно, кто враг, а кто друг, а теперь, дескать, все смешалось. О том, что при дорогом товарище Сталине вчерашние лучшие друзья народа наподобие Троцкого и Бухарина объявлялись его злейшими врагами, она, видимо, предпочитает не думать. Сомнения в чистоте изначально ложных или лживых идеалов лечатся бодрой песней Дунаевского на текст папы Кончаловского «Товарищ, товарищ! В труде и в бою храни беззаветно Отчизну свою», которую она затягивает вместе с гебешником после тщетных поисков тела дочери в тайном и безымянном захоронении убитых. Хотя к этому моменту больше подошла бы такая: «Партия, народ всегда с тобой! Разум народа, гордость народа, знамя земли трудовой!».

Разобравшись с героями фильма, попробуем разобраться в политических установках его автора, который в разных выступлениях после венецианской премьеры наговорил такого, что сбил с толку не одного человека. Между тем все противоречия объясняются изменениями его идеологии, мутировавшей со времен молодости и в настоящее время представляющей противоречивую смесь умеренного консерватизма со столь же умеренным либерализмом. В картине эти свойства благоразумно разделены между матерью и дочкой, в авторе же слиты.

Кончаловский начинал как шестидесятник, впитавший представления оттепельной эпохи, затем пережил брежневские заморозки, горбачевскую весну, ельцинскую вольницу и со всеми нами оказался в поздней путинской осени с облетевшими листьями надежд. Виноват же во всем тот, кто свернул страну с начертанного товарищем Сталиным пути, то есть Хрущев, которого молодой Андрей Сергеевич считал символом освобождения. А затем понял, что Хрущеву не следовало предавать коммунизм и разоблачать великого вождя («Если бы он был мудрее, он не валил бы все на Сталина, а просто стал бы возвращать невинного осужденных и реабилитировать невинно казненных»), а надо было поднять хоругви с его изображением и продолжать курс на социализм. Тогда бы не случилась горбачевская перестройка, давшая возможность наследникам присвоить богатства, накопленные коррумпированной коммунистической элитой, и не произошла бы олигархизация России («У нас вместо буржуазии возникает олигархат»).

В то же время он не противник либеральной демократии, но русский народ с его крестьянским менталитетом, сформированным еще при царе Горохе, к ней не готов («Демократии здесь нет и быть не может») и потому имеет ту власть, которую заслуживает («Система ценностей в России осталась точно такой же, какой она была до отмены крепостного права», «Власть — это отражение сознания, а русское сознание по-прежнему в основе своей крестьянское, оно не стало фермерским и не принимает либеральной демократии. Вот если бы наш мужик стал фермером, как в Финляндии, или даже в Польше, то, может быть, у нас было бы другое государство»). Однако этого никто не понимает («Только Сталин понял русского мужика»).

А поскольку сейчас никому не известно, как редактировать культурный геном нации, русскому народу нужна жесткая правящая рука — такая, как в Китае, где рынок успешно совмещается с партийной диктатурой («Китайцам удалось перестроить свою систему из жесткого военного коммунизма в открытое государство с элементами капитализма, с жестким контролем компартии, не разрушая культа личности Мао Цзэдуна»), или такая, как у Путина («Он такой лидер, в котором мы нуждаемся»). И в этом Андрей Сергеевич солидарен с Никитой Сергеевичем — не тем, что был первым секретарем ЦК КПСС, а своим родным братом, тоже ставившим Китай в пример России. О том, куда должна править жесткая рука, если для китайского пути требуется китайский культурный геном, весьма отличный от русского, а Путин знает только путь конфронтации с Западом, речь благоразумно не заводится.

P. S. Интересно, что вообще происходит с режиссерами и писателями, которые, приобретя известность своими произведениями, начинают с апломбом высказываться на историко-политические темы, не являясь ни историками, ни политиками, и не обладая систематическими познаниями в обсуждаемых ими предметах. Никита Михалков, Карен Шахназаров, Владимир Бортко, Станислав Говорухин, Захар Прилепин… Правильно ли использование авторитета в искусстве в пропагандистских целях, и как идеология сказывается на их творчестве? Это тема для отдельного разговора.


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
       
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика