«Стране, живущей под «мертвым» Путиным, было бы полезно посмотреть на «живого» Горбачева». Виталий Манский о своем новом фильме - «Общество» » Новостной блогер
Новостной блогер » Последние новости » Общество » «Стране, живущей под «мертвым» Путиным, было бы полезно посмотреть на «живого» Горбачева». Виталий Манский о своем новом фильме - «Общество»
«Стране, живущей под «мертвым» Путиным, было бы полезно посмотреть на «живого» Горбачева». Виталий Манский о своем новом фильме - «Общество»
Новый документальный фильм режиссера Виталия Манского «Горбачев.Рай», выходящий в прокат в Европе, в России можно будет увидеть лишь на некоторых платформах. С 2014 года работы режиссера на родине в широкий прокат не допускаются. Фильм про первого президента СССР Михаила Горбачева, которому 2 марта

Новый документальный фильм режиссера Виталия Манского «Горбачев.Рай», выходящий в прокат в Европе, в России можно будет увидеть лишь на некоторых платформах. С 2014 года работы режиссера на родине в широкий прокат не допускаются. Фильм про первого президента СССР Михаила Горбачева, которому 2 марта исполнится 90 лет, снимался последние два года. В интервью The Insider Манский рассказал, почему россиянам вопреки соображениям цензоров было бы полезно посмотреть «Горбачев.Рай», на какие вопросы Горбачев отказался отвечать даже ему и что режиссера поразило в супружеской спальне четы Горбачевых <Интервью состоялось 21 декабря, через несколько минут после публикации разговора Алексея Навального с одним из своих отравителей. Виталий Манский узнал новость от сотрудника The Insider, а сегодня вышел к зданию ФСБ на одиночный пикет в поддержку главы ФБК с трусами в руках и был задержан - The Insider>.

— Кем для вас был Горбачев до того, как вы снимали этот фильм? Изменилось ли отношение к нему во время съемок?

— Я делал о нем большой фильм 20 лет назад. Во время съемок того фильма у нас появилось какое-то взаимопонимание и доброе отношение, по крайней мере, у меня к Михаилу Сергеевичу точно. Другой вопрос в том, что я не предполагал, что буду делать второй фильм про него, тем более что это не продолжение или версия, а независимый и самостоятельный фильм. Мало кто из моих коллег может представить, что за короткую кинематографическую жизнь об одном человеке будет два разных фильма, так было и у меня. Если говорить о том, с чем я подошел к этому фильму и в чем разница, то для меня ответ очевиден. Михаил Сергеевич долгожитель — 90 лет ведь очень серьезный возраст — и он в своей жизни застал ту фазу России, когда она отошла максимально далеко от тех начинаний, которые он запустил. Страна просто отказалась от того шанса, который был ей представлен Горбачевым. И тот факт, что человек жив и может это все наблюдать, а мы можем соразмерять его личность с той Россией, в которой мы сегодня оказались, — это стало новым драматургическим фундаментом для нового подхода к этому герою.

— На излете перестройки к Горбачеву внутри страны относились, как мне кажется, по большей части негативно, в то время как на Западе его воспринимали совершенно в другом свете. Здесь – Горбач, там – Горби. На какую аудиторию ориентировались вы — на западную или на российскую?

— Я не рассматривал здесь паспортную прописку своей аудитории, хотя прекрасно понимал, что для аудитории вне России это может быть и глубокий Восток, как Китай — будет считываться одним образом, а для российской аудитории эта картина может быть вообще неактуальной в сегодняшнем моменте. То есть, сама картина гиперактуальна – просто сегодняшняя аудитория может быть не готова понять, принять и вообще говорить об этом периоде сколько-нибудь серьезно. Их сознание слишком замутнено этими ковровыми бомбардировками идеологической государственной машины, которая подменила все базовые понятия о роли Горбачева, его вкладе в историю. Есть такая программа на телевидении, «Сто к одному», и я убежден, что самый распространенный ответ на вопрос «Что сделал Горбачев?», если задать его где-нибудь на улице, сегодня будет: «От развалил Советский Союз». Я думаю, что так ответят 90 из 100 человек. Чего точно не делал Горбачев и чего я не ставлю ему в заслугу – он не развалил Советский Союз. Я лично считаю, что развал Советского Союза — это одно из самых прогрессивных событий XX века. Нынешняя идеология формулирует развал Советского Союза как глобальную катастрофу XX века.

— Поскольку это взгляд Путина на те события.

— Безусловно. И стране, которая живет под Путиным, было бы очень полезно в виде «принудительного лечения» посмотреть на свободного и живого человека, который при этом не свободен в силу возраста и состояния здоровья. Я имею в виду Горбачева.

— Многие обратили внимание, что вы очень выпукло показываете в фильме его старость. Это было сделано специально?

— Рассказывать о Горбачеве в его нынешнем состоянии и избегать этих обстоятельств его состояния было бы нечестно ни по отношению к зрителю, ни по отношению к герою. Здесь тоже важно понимать, что Горбачев не стесняется и не скрывает своего состояния. Некоторые люди из окружения, кстати, пытались как-то редактировать наши съемки: дескать, выключите камеру или вот здесь не снимайте. Но Горбачев сказал: если мы решили делать картину, то не мешайте людям заниматься их работой, они знают, что делают. И он оказался более свободным и открытым, чем молодые.

— То есть, он в этом плане абсолютно доверился вам?

— На 100 процентов.


Кадр из фильма "Горбачев. Рай"

— Чем вас удивил Горбачев? Вы с ним уже давно общались, но тем не менее, человек со временем время меняется.

— Он удивил меня тем, что он не меняется, что он продолжает быть романтиком, идеалистом, он, в отличие от всех, не подстраивается под конъюнктуру момента.

— В чем этот романтизм выражается?

— В том, что он искренне полагал и полагает, что можно было дать людям свободу и при этом их удержать в несвободном по определению имперском государстве.

— И он до сих пор в это верит?

— Да, он считает, что это была реализуемая идея, и что всем, даже прибалтам, о которых он высказывается осторожно, можно было жить счастливо и свободно в некотором содружестве под названием Советский Союз с измененной и более цивилизованной формой отношений, со свободами, в том числе экономическими. Условно говоря, это некий такой Европейский Союз на наш лад.

— Что касается стран Балтии и других острых исторических моментов – энергетическая и экономическая блокада Литвы, которая закончилась штурмом телебашни в январе 1991 года, рижский ОМОН, события в Тбилиси и другие – Горбачев обычно уходил от ответов на эти неприятные вопросы. Вы обсуждали эти темы?

— Да, всегда — и в кадре, и за кадром, и во время съемок, и между съемками. Он не виляет с ответами, его ответы всегда в той или иной степени одинаковые. Если он на какие-то темы не хочет говорить, то его нежелание говорить одинаково. В этой картине ценнее не то, как он отвечает, а то, как он не отвечает, в какой степени твердости и осознанности он не заходит в те темы, в которые он не хочет заходить публично. Не хочу быть спикером Горбачева, но нужно же понимать, что когда он дал свободу — не полную, конечно, такую никто не даст — и когда начался процесс определенной децентрализации, он многими обстоятельствами просто не управлял. Тем более, что страна разделилась на два лагеря: прогрессистов, которые стали собираться вокруг республик, а в России вокруг российского руководства — Ельцина и межрегиональной группы; и консерваторов, которые укрепились вокруг союзных органов. И Горбачев оказался между двух этих центров влияния и тем самым утратил влияние и на одну группу, и на другую. Это была война между двумя центрами. Это документально подтвержденный факт, который в конечном счете и привел к ГКПЧ и сепаратистской деятельности республиканских властей, которые подписали за рамками Горбачева Беловежские соглашения.

— Но существует и мнение, что сам Горбачев в итоге не решился приостановить процесс подписания Беловежских соглашений – арестовать участников той исторической встречи в Вискулях, опасаясь, что из-за популярности Ельцина это будет гигантский скандал.

— Факты таковы, что на момент подписания соглашения у республиканских властей не было своего силового блока, он весь был у Горбачева, у союзных властей. И даже личная охрана тех руководителей подчинялась КГБ СССР. И в принципе Горбачев мог, невзирая на очевидную популярность Ельцина и настроение улиц, просто арестовать людей, де-юре нарушивших действующий закон государства, но он – и мне кажется, что это ещё одна заслуга Горбачева, – не стал этого делать. Он понимал, что шансы на сохранение за ним власти невелики, и шансы, что в попытке сохранения этой власти прольется кровь, очень велики. И, взвешивая эти два фактора, он принял решение не бороться за власть. И это очень важный и не пройденный урок для современных политиков. Уж опыт нынешней Беларуси, где Лукашенко готов всю страну сжечь ради собственной власти, более чем ценный. Это более чем показательно в этом плане.

— Вы сказали, что на какие-то вопросы он не очень хотел отвечать, что тоже было показательно. На какие вопросы он вам не ответил?

— В фильме или вообще?

— И так, и так.

— Он все-таки очень осторожен в оценке Путина. Если собрать косвенные его высказывания, то понятно, что эта оценка невысокая. Но он избегает оценок, сформулированных в простом предложении. Загнать его в ловушку простой формулировкой «да/нет» по отношению к Путину невозможно. И если с вопросами про ГКПЧ и Форос я могу ещё приблизительно понять почему, то почему по Путину он не хочет четко сформулировать свое мнение, мне непонятно.

— Вы снимали Горбачева много лет назад и сейчас, и снимали Ельцина в домашнем кругу, снимали Путина... Чем они отличаются?

— Они очень отличаются. С Горбачевым можно часами разговаривать, а с Ельциным какие-то глубинные разговоры я себе слабо представляю. Даже не знаю, за счет того – не интересен ты Ельцину или он в принципе сам по себе человек рубленных фраз и законченных предложений, но у него каждое предложение было последним. И каждое новое предложение — это разговор с чистого лица. А у Горбачева каждое предложение заканчивается запятой.

Путин интересен совершенно фантастическим преобразованием и раскрытием в президентской должности. Он входил туда таким ласковым теленком, а превратился в настоящего хищника, декларирующего идеи, диаметрально противоположные тем, которые были в сознании людей, придумавших Путина, создавших Путина и посадивших Путина в президентское кресло.


Трейлер фильма "Горбачев. Рай"

— Даже в трейлер фильма попали фотографии Раисы Максимовны. С одной стороны, те, кто застал правление Горбачева, хорошо помнят их большую любовь, но, с другой стороны, было и ужасное раздражение Раисой Максимовной. Ведь тогда, когда общество было еще непривычным к активной первой леди, казалось, что она слишком много присутствует в публичном пространстве. Как вы оцениваете роль Раисы Максимовны в жизни Горбачева?

— Прежде всего, они были тандемом. Она была единственным человеком, с которым он мог быть в доверительных отношениях. Понятно, что многие вещи, которые он реализовывал, он прежде проговаривал внутри семьи конкретно с Раисой. Потом уже, когда он ввел в политбюро Эдуарда Шеварднадзе и Александра Яковлева, у него появился блок доверительных лиц, но саму идею перестройки они, конечно, вынашивали вместе. Что же касается любви или нелюбви, то здесь скорее не вопрос к Горбачеву. Для меня этой вопрос к российскому обществу. Я обескуражен и потрясен тем, как можно испытывать любовь, а я бы сказал, что у россиян есть чувство, близкое к любви, к Путину, у которого нет ни жены, ни детей, женщины какие-то непонятные, которых то ли двое, то ли трое, вот это некое бесполое существо с голым торсом, эдакий одинокий самец на лошади.

А, с другой стороны, абсолютно живой, понятный, с силой и слабостью, с сентиментальностью и очевидной влюбленностью человек, который стал вдовцом не в таком уж пожилом возрасте. Он мог как-то устроить жизнь после Раисы, но сохранил верность. Мне непонятно, как из этих двух противоположностей можно выбирать мертвого Путина и по сей день требовать расправы над живым романтиком, наивным, но тем не менее давшим шанс на глобальные изменения консервативного застывшего общества к обретению новой жизни.

— Он вам рассказывал свою романтическую историю любви?

— Конечно. Волей обстоятельств я был самым глубоким образом погружен в процесс написания и создания постановки спектакля «Горбачев», параллельно шла работа над фильмом. Спектакль в каком-то смысле является документальной драмой, он весь базируется на документальных воспоминаниях и свидетельствах. А я один из немногих, а, может быть, вообще из единиц, кто имеет или имели доступ к дому Михаила Сергеевича, где они с Раисой Максимовной жили после 1991 года. И я, наверное, первый, кто вошел к их общую комнату 20 лет назад. Я помню, как Горбачев даже немного испугался от того, что зашел с посторонним человеком в их комнату.

— В «святую святых»?

— Абсолютно. Ему было 69 лет тогда, а он бодрый, молодой, свежий, уверенная походка. Мы с ним впорхнули в эту комнату, и он вдруг осознал, что он не спросил у Раисы разрешения. Он как-то даже голову в плечи вобрал и сказал: «Знаешь, ты первый кто сюда вошел. Давай, может быть, даже выйдем».

— Эта комната вас чем-то поразила?

— Меня удивила легкая человеческая слабость, которой все мы грешим. Там была карта с точечками тех городов и стран, где они побывали. В том смысле, что мы тоже в своих альбомчиках отмечаем, где мы были, но я не думал, что то же самое делает человек такого уровня – как говорится, королева тоже какает.

— По итогам съемок фильма, какое ощущение у вас осталось? Ведь тяжело снимать угасание одинокого, некогда могущественного человека, которому исполняется 90 лет …

— У меня осталось светлое ощущение. Да, я увидел человека не очень здорового, не очень мобильного в силу разных причин — не только неспособности быстро ходить без поддержки специальных средств, но при этом трезвого, свободного и разумного. В этом смысле я на него посмотрел с определенной завистью, потому что, черт возьми, дожить до 90 лет и не потерять этих качеств — это завидная история.


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
       
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика