Криминал против Верховного суда: Бандиты начинают и выигрывают - «Технологии»
«Братки поджидают контрактников прямо возле КПП в день получки, шантажируют, а могут и голову проломить»
Российскую армию потрясла очередная негативная сенсация. Достоянием общественности стал факт регулярного ограбления местными бандитами военнослужащих воинской части, расположенной в городе Юрга Кемеровской области. Ежемесячная сумма поборов с военных достигала четырехсот тысяч (!) рублей. Особый цинизм ситуации заключался в том, что часть — строевая и воюющая: многие офицеры и солдаты многократно выезжали в командировку в Сирию.
Вообще с тех пор, как контрактники стали получать хорошие деньги, «криминальные поборы» в войсках участились. И теперь в самых разных концах страны братва «плющит и кошмарит» военных, отбирая у них деньги. На контрактниках наживается местечковый криминалитет во многих частях Забайкалья, в Уссурийске крае, в подразделениях Тихоокеанского флота. Теперь вот — Юрга…
Дополнительный эмоциональный шарм ситуации придал комментарий члена Общественного совета при Министерстве обороны Виктора Баранца. Виктор Николаевич рассуждал о рэкете бандитами военных как о каком-то многолетнем неизбежном зле. «Вымогательство с контрактников на дальних гарнизонах — довольно типичная картина для России, — без тени смущения, на голубом глазу заявил бывший пресс-секретарь Министра обороны и бессменный военный обозреватель „Комсомольской правды“. — Картинка везде одна и та же — бандиты поджидают контрактников прямо возле КПП в день получки, угрожают расправой, шантажируют, а могут и голову проломить. Сами же контрактники боятся идти в правоохранительные органы, боятся, чтобы их снимали во время передачи денег, опасаются за свои семьи».
Ни добавить, ни убавить. Такое впечатление, будто высокопоставленный полковник либо давно смирился с этим положением вещей, либо сам регулярно «отстегивал» часть зарплаты на КПП Генерального штаба, где он трудился, какой-нибудь солнцевской или балашихинской братве.
Не удовлетворившись «обреченным» комментарием Баранца, «СП» провела блиц-опрос «по поводу Юрги» среди бывших воинов-афганцев и офицеров-отставников. И выяснилось, что Виктор Николаевич оказался в трагическом меньшинстве…
Своим мнением поделился Павел Проскурин, «чеченец», подполковник запаса, ВДВ:
— Такой беспредел должен пресекаться самым жестоким образом — и прежде всего «на земле», офицерским корпусом части. И если офицеры все это терпели, то в этих частях должно пройти отрывание голов и погонов этих «терпил». Но предварительно надо снять скальп с оборзевшей местной братвы. А иначе получится, что действуем по принципу «бей своих, чтоб чужие боялись». И в итоге и своих бьем, и чужих боимся. Сначала надо «чужих» образцово-показательно в асфальт закатать. А потом со своими разобраться.
«СП»: — А кто все-таки конкретно виноват в случившемся в Юрге?
— У каждой проблемы есть имя, фамилия и отчество. И звание. Пошли по пунктам. Первый — командир части. Если он не знал о случившемся — плохой командир. Если знал и ничего не делал — полное служебное несоответствие. Во-вторых, помощник командира части по работе с личным составом. В-третьих, командиры взводов, рот и батальона, чьих солдат трясли бандиты. Разумеется, вляпался и местный особист. Это тоже зона его компетенции и ответственности. Он вполне мог бы прищучить братву по линии ФСБ. Или бригадный чекист тоже дань платил?
Мог бы, кстати, и начфиз подсуетиться. Он все-таки «мускул бригады» как-никак. Пусть не рукопашку в спортзале солдатам преподает, а на деле покажет, как врага бить. Короче, всем сестрам — по серьгам, всем братьям — по сусалам. Если бы в бригаде подобрались храбрые офицеры с четким представлением о чести, ситуация до такого позорища никогда бы не докатилась.
«СП»: — С этого момента подробней, пожалуйста…
— В нашей армии, к сожалению, не только герои и умники служат. Трусы и идиоты свои тоже имеются. Только трусы свою трусость прикрывают дисциплиной, а идиоты отсутствие собственных мозгов — уставом. Есть такая концепция, что «дисциплина в бою важнее храбрости, а устав типа «кровью написан». Эту истину нам в военных училищах четыре года в бритые курсантские головы вколачивали. Вот они за нее и хватаются, как утопающий за соломинку. Они полагают, что вся жизнь этим уставом прописана. Но жизнь сложнее каких-то концепций и уставов. В нештатной ситуации надо резко мозг включать. Если мозгов нет — храбрость тебе в помощь. Если нет ни того, ни другого — получите Юргу.
Кстати, этот косяк высветил массу проблем, накопившихся в современной российской армии. Как говорится, «все паззлы вдруг сложились». Это и низкое качество офицерского корпуса, и нездоровый психологический климат в частях, и пропасть непонимания между солдатами и офицерами, и неготовность и неумение военных принимать решение в нештатных ситуациях, и многое другое. В итоге армия регулярно радует нас своими косяками. Что ни месяц — то сюрприз. То кавказцы часть на Курилах захватят, то какие то дагестанцы втроем взвод курсантов медакадемии в центре Питера отметелят… Теперь вот — Юрга. Не многовато ли сюрпризов? Может, что-то в консерватории подправить?
Кстати, того майора, который запретил курсантам в Питере с кавказцами драться, вообще в звании повысили… Надо было генерала дать.
СП: — А что мог сделать командир части для предотвращения грабежа?
— Вариантов- навалом. Особенно когда у тебя под рукой личный состав, среди которого всегда найдутся борцы, боксеры, да просто дерзкие и крепкие парни. Можно было бы всей частью принять у них зачет по правилам рукопашного боя. Они б его сто пудов не сдали.
В светлый «день солдатского грабежа» можно было организовать выезд военной техники за пределы части. И какой-нибудь БТР, БМП или «Урал» вполне мог случайно наткнуться на группу подозрительных граждан, скопившихся возле КПП. Рядом с ними мог взорваться взрывпакет… Ну и далее по тексту.
В конце концов, можно было просто расстрелять эту шваль в упор холостыми патронами. Очень хорошо на психику действует. Да и поселок-то маленький. Можно было каждого урку по одному отловить.
Даже креатива большого не надо. А вот дух и воля — нужны. Как говорят спортсмены, сила воли плюс характер. А у офицеров в Юрге не было ни того, ни другого.
Я думаю, многозвездным генералам в Генштабе и Главном политуправлении пора уже задуматься о создавшейся ситуации. Раз проблема стоит — её надо решать, а не прикрываться уставом и трусливо поджимать хвосты.
Помнишь, что сделал маршал Жуков, когда после войны в Одессе местная гопота стала офицеров-фронтовиков у ресторанов грабить? Собрал в Одессе бывших фронтовых разведчиков со всей страны, снабдил их деньгами и оружием и отправил кутить в одесские шалманы. Они там деньгами сорили направо и налево. Их «срисовывали» гопники. А потом на улице подкатывали грабануть «жирных фраеров». И получали свинцовую пилюлю в подарок. Таким макаром фронтовая разведка за пару недель всю Одессу зачистила. Те же, кто выжил, затаились, как мышь под метлой.
Бандиты, похоже, у нас опять распоясались. А вот у военных своего Жукова, способного зачистить эту шваль, так и не нашлось…
Прокомментировал ситуацию и Евгений Юрасов, воин-афганец, рядовой 860-ого мотострелкового полка, кавалер медали «За отвагу»:
— Позорище, конечно. Грязное пятно на репутации всей российской армии. Ведь что будет думать теперь обыватель? Он будет думать: что это за армия такая, которая не только свой народ — себя саму от какой-то подзаборной гопоты защитить не может? Сборище трусов в сапогах и погонах?..
«СП»: — Случалось ли что-либо подобное в вашей биографии?
— Были только попытки со стороны афганцев, когда я служил под Файзабадом. И каждый раз они заканчивались кровавенько для местных доморощенных рэкетиров. Их либо били смертным боем, либо самих грабили.
СП: — А под каким соусом они хотели вас грабануть?
— Когда мы выдвигались в горы, они предлагали заплатить за безопасность колонны во время рейда. Тогда мобильников никаких еще не было, но инфа о нашем рейде по «душманскому радио» летела на сотни километров впереди нас. И рэкетир вроде как резонно предлагал: дайте бакшиш, и тогда местные душманы не будут на вас нападать. После двух оплеух по наглой морде афганского лица он понимал, что либо он исчезнет в сиреневой афганской дымке, либо сам окажется очень сильно должен. Мы, «шурави», никому не платили принципиально. А вот американцы платили…
Был у нас в полку сержант Дмитрий Ф. Родом из Коломны. Вернувшись на родину, он создал свой ЧОП. В него вошли многие афганцы и отставные офицеры. И тем самым Дима перешел дорогу многим московским и рязанским бандитам. Те стал качать права. На одной из «стрелок» Димка загнал бандитов в Оку, стреляя над их головами из автомата. Весь город потом судачил об этом «купании». Таких автоматов, как у Димки, в воинской части в Юрге было несколько сот. А вот своего такого сержанта не нашлось…