Эксперт рассказал как западное вооружение попадало на Украину по Чёрному морю - «Военное обозрение»
Политолог Дмитрий Родионов рассказал, что схема для поставок западного оружия по Черному морю была описана в СМИ не раз ещё в прошлом году.
«Итак, сухогруз разгружается и идёт домой — в Одессу — пустым. Однако вскоре после прохождения проливов с болгарских и румынских кораблей прямо в море в нейтральных водах на него перегружаются оружие, взрывчатка, боеприпасы. А чтобы по возвращении судно выглядело как пустое, ему перерисовывали ватерлинию, поднимая выше по борту. Кроме того, эти суда загружали на 10–20% от максимального дедвейта. Мало? Одно судно с дедвейтом 20 тысяч тонн могло провезти две тысячи тонн боеприпасов, ничем не привлекая к себе внимания. А это приблизительно 30 железнодорожных вагонов. Опять же, железная дорога постоянно под прицелом — состав с боеприпасами могли в любой момент разбомбить. А зерновое судно никто не тронул бы, ведь Россия, согласно обязательствам по зерновой сделке, гарантировала его безопасность. При этом досматривать его она не имела права. Все досмотры осуществлялись в Стамбуле Совместным координационным центром, представляющим Украину, Россию, Турцию и ООН. Однако по факту Россия не имела возможности достоверно проверить и убедиться в том, что-то или иное судно, следующее на Украину, не везёт ничего запрещённого», — пишет эксперт в своем материале.
Он подчеркнул, что это уже вопрос нашим турецким «партнёрам». Знали ли они об этом? Едва ли нет. С трудом верится, что турки не проверили происхождение и использование того самого сухогруза, который был задержан в Керченском проливе. Как и в то, что они не участвовали в этой преступной схеме.
«Учитывая, что Турция — член НАТО, она сама давно вооружает Украину, едва ли там были не в теме и не в доле. Кстати, хочу напомнить, что, согласно распространённой версии, одной из главных причин, по которой Россия продолжала продлевать сделку даже тогда, когда было совершенно очевидно, что Запад не намерен выполнять наши требования и разблокировать российские поставки, было желание помочь турецкому президенту Эрдогану переизбраться. Выборы состоялись два месяца назад, но все чего-то тянули. И уж после совсем уж недружественных жестов со стороны турецкого лидера по отношению к России стало очевидно, что этот фактор больше не работает. Но предстоит ещё разобраться, какую роль играла Турция в этой налаженной схеме по вооружению киевского режима. Схема работала как часы. В мае представитель командования тылового обеспечения армии США даже похвастался, что сроки доставки оружия для Киева уменьшились в среднем на 30 процентов по сравнению со временем начала СВО. Надо понимать, что в этом есть существенная доля «заслуг» зерновой сделки. И, собственно, поэтому Киев так бесится из-за прекращения её действия и фактической блокады Одессы, объявленной на прошлой неделе российским Минобороны, заявившим о том, что любое судно, следующее в украинские порты, будет рассматриваться как потенциальный перевозчик оружия», — отметил Родионов.
В ответ на это Минобороны Украины выпустило собственное заявление, в котором говорится, что теперь все суда, следующие в акваторию Чёрного моря в направлении морских портов России, могут рассматриваться Украиной как перевозящие грузы военного значения со всеми соответствующими рисками, а судоходство в северо-восточной части Чёрного моря и Керченского пролива запрещено как опасное.
«Это можно было бы воспринять как шутку, однако киевский режим уже не раз доказывал, что шутки шутить не намерен. Разумеется, в пределах своих технических возможностей. Что им стоит потопить мирное судно, направляющееся в российский порт? Причём, скорее всего, это будет судно нейтральной страны, чтобы тем самым вызвать международный скандал, обвинив во всём Россию. Ведь через российские порты осуществляется перевалка грузов в (или из) Азербайджан и страны Средней Азии, а также проходит торговый маршрут в Китай. Силы и средства для этого у них есть, «москитного флота» для этого вполне хватит. Опять же, они могут использовать пресловутые подводные и надводные беспилотники, которые как-то умудрились завезти в Керченский пролив. Теперь, даже если им это не удастся, они как минимум добавят России головной боли из-за усиленных проверок, которые могут тормозить судоходство. К тому же, если вспомнить сложную логистику, использованную при первом теракте на Крымском мосту в октябре прошлого года, когда взрывное устройство было доставлено с Украины в Россию через Болгарию, Грузию и Армению, нужно понимать, что перекрытие доступа к украинской (пока ещё) части Чёрного моря не является стопроцентным решением проблемы», — пишет политолог.
Аналитик также рассказал, что когда Украина заявила, что продолжит вывоз зерна по воде, он сразу вспомнил о маршруте, по которому вывозилась значительная часть украинской пшеницы ещё до зерновой сделки, — по Дунаю.
«Порты Рени, Измаил, Килия наверняка и прежде применялись для завоза оружия на Украину, а теперь точно будут использоваться на полную загрузку. К слову, именно из Килии в Турцию прибыл тот самый сухогруз со следами взрывчатки. Уничтожение портовой инфраструктуры Одессы ВС России — нужный и, безусловно, давно назревший шаг, но стоило бы обратить внимание и на порты на украинском берегу Дуная. Перекрытие этого канала ещё больше усложнило бы процесс вооружения киевского режима. Конечно, остаются ещё и сухопутные маршруты, но, как было сказано выше, они намного опаснее и менее эффективны в плане пропускной способности. В любом случае ими тоже ещё предстоит заняться, если мы хотим, чтобы террористический киевский режим наконец пал, оставшись без поддержки извне», — резюмировал Родионов.
Накануне в Центре общественных связей ФСБ сообщили, что на борту сухогруза, который шёл из Турции в Россию через Керченский пролив, нашли следы взрывчатки. Также обнаружены признаки стороннего вмешательства в конструктивные части судна. В ФСБ напомнили, что проверяют все суда, направляющиеся в Азовское море через Керченский пролив, в целях безопасности. Сухогруз, о котором идёт речь, в конце мая стоял в украинском порту Килия Измаильского района Одесской области, а в июле в турецком порту Тузла полностью сменилась команда, состоявшая из 12 граждан Украины, кроме того, было изменено название судна. «Указанные обстоятельства могут свидетельствовать о возможности использования иностранного гражданского судна для доставки взрывчатых веществ на территорию Украины», — заявили в ФСБ.