Примитивная неинтересность: почему падает доверие к телевидению - «Спорт»
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Аналитики прогнозируемо зафиксировали существенное падение доверия российского общества к телевидению. Пропаганда примитивна и этим понятна для глубинного народа. Но она однообразна, обладает низкой динамикой и неинтересна — следовательно, неспособна долго фокусировать внимание на себе в чистом виде.
До спецоперации в Украине пропаганда на российском ТВ качественно миксовалась с развлечениями, а сейчас явный перекос в сторону пропаганды и обличений «проклятого Запада». Ожидаемо, общество устает от фокусировки внимания на Украине и готово демонстрировать скорее конформистскую солидарность, а не пассионарную энергию в геополитическом противостоянии.
Массовая индоктринация возможна только за счет выполнения двух условий: безальтернативность и угрозы репрессий. В СССР оба этих условия — с разной степенью интенсивности — соблюдались на протяжении почти всего периода существования. Во время сталинизма угроз репрессий было больше, в годы брежневского застоя — меньше, но они также были.
В СССР же возник сегмент т. н. сарафанного радио и кухонных разговоров. Нечто подобное формируется и сейчас, тем более что медиумы для распространения этой среды есть: соцсети, общение с кругом своих знакомых и Telegram-каналы. Российское общество боится репрессий, а телевидение стремится к безальтернативности, но не достигает его в полной и желаемой для себя мере. Эти факторы работают на рост конформизма, лукавого двоемыслия, гражданской пассивности и апатичного отношения к пропаганде, но не способствуют росту реальной вовлеченности в политизированный контекст.
При этом, как показывает ситуация с Rutube, попавшим под мощную хакерскую атаку, альтернативные российские сервисы оказались не готовы к острой фазе геополитического противостояния. В этом плане говорить о блокировке YouTube можно только как об экстренной и очень плохой для власти и общества мере, негативных последствий которой будет масса.
Следовательно, кураторам информационной политики либо придется уменьшать градус пропаганды (в том числе «пятиминуток ненависти» и обсуждений ядерной тематики) на ТВ, либо альтернативные каналы информации будут все больше захватывать внимание социума, особенно экономически активной его части. Плюс не стоит забывать о факторе холодильника, который пока не сыграл свою роль в формировании общественных настроений новой реальности.