Воровство с душком предательства - «Экономика»
Сотрудники предприятий Чемезова и Мантурова попались на попытке продать комплектующие для военной авиации Украины
В АО «ММП им. Чернышёва», входящем в холдинг «Объединённая двигателестроительная корпорация», который соответственно является структурой госкорпорации «Ростех», возглавляемой Сергеем Чемезовым, сотрудниками ФСБ РФ раскрыта организованная преступная группа, занимавшаяся хищениями и контрабандой за границу изделий оборонного предназначения.
Мы уже сообщали, что в Тушинском суде города Москвы начались слушания по делу о деятельности преступного сообщества, тайно вывозившего детали от военных самолётов с завода АО «ММП им. Чернышёва». Как следует из информации по делу № 01-0205/2022, к уголовной ответственности по ст. 158 ч. 4 Уголовного кодекса Российской Федерации (кража, совершённая организованной группой в особо крупном размере) привлечены 10 человек. Они организовали масштабное воровство деталей к авиационным двигателям РД-33, устанавливаемым на боевые самолёты МиГ-29.
На следующий день после начала судебного заседания «Газета.Ru» достаточно подробно рассказала, кто в этой организованной преступной группе какие функции выполнял. По версии следствия, схему воровства авиадеталей организовал Алексей Папонов. За свои 59 лет он успел послужить в правоохранительных органах, а последние 20 лет работал на различных должностях в ММП им. Чернышёва. В обвинительном заключении, оглашённом 15 февраля в суде прокурором Дарьей Аленковой, утверждается следующее: «В неустановленное время, но не ранее 2015 года и не позднее июня 2017 года, в неустановленном месте и при неустановленных обстоятельствах Папонов, начальник механосборочного комплекса ММП им. Чернышёва, в обязанности которого входило общее руководство по производству, испытаниям и ремонту авиационной техники, получил предложение от не являющегося сотрудником предприятия Андрея Сергеечева регулярно и за вознаграждение совместно реализовывать отсутствующие в свободном доступе детали и сборочные единицы к авиационным двигателям РД-33, устанавливаемым на самолёты боевой авиации МиГ-29».
Сергеечев не работал в ММП им. Чернышёва, но к оборонке 66-летний Андрей Константинович имел самое непосредственное отношение, будучи до недавнего времени инженером во ФГУП «Тушинское машиностроительное конструкторское бюро «Союз». Это конструкторское бюро относится к Минпромторгу Дениса Мантурова и в настоящее время находится в стадии ликвидации. Сергеечев решил, видимо, сделать себе весомую прибавку к пенсии, привлекая к своей «затее» Папонова, сам будучи в качестве переговорщика с заказчиками, продавца похищенных деталей и, по всей видимости, казначея преступной группы.
В этой группе участвовала и начальник бюро в управлении информационных технологий ММП им. Чернышёва Наталья Турищева. Она находила необходимые для хищения детали и скрывала их от учёта, склонив к хищениям Ольгу Улановскую, непосредственно похищавшую детали и передававшую их другому члену шайки – Владимиру Семёнову, начальнику участка механоштамповочного комплекса. Вместе с работником этого же комплекса Андреем Борисовым Семёнов хранил похищенные детали на складе, а когда «товарная партия» была сформирована, в заранее оговорённое время передавал их водителю Александру Полякову, вывозившему похищенное за территорию предприятия для передачи Сергеечеву.
Заводская «Коза Ностра»
Помимо этих расхитителей Папоновым была проведена работа по привлечению к преступной схеме хищений авиадеталей начальника производственно-диспетчерского бюро Станислава Сизова и его заместителя Сергея Энтина, которые также воровали комплектующие и передавали их водителю.
Причём, как сообщили наши источники, вероятнее всего члены группы – Турищева, Улановская, Семёнов и Борисов – ничего не знали о деятельности Сизова и Энтина, и наоборот. Такая вот у них была конспирация.
Водитель Поляков в тайнике служебной «Газели» вывозил детали с завода и передавал их Сергеечеву. А слесарь механосборочного комплекса ММП им. Чернышёва Валерий Гаприндашвили, по совместительству, судя по всему, приходившийся зятем Андрею Сергеечеву, под руководством тестя хранил, перевозил и отдавал детали покупателям, получал за них деньги и отвозил своему боссу и родственнику. О роли Папонова и остальных членов преступной группы он, вероятно, ничего не знал, контактируя только с Поляковым.
Уголовных дел о создании преступного сообщества на оборонных предприятиях «Ростеха» раньше не припоминается. Но то, что отдельные, раскрытые ранее хищения превратились в системный отработанный механизм с участием десятка человек, выполняющих в преступной цепочке свои функции с элементами конспирации, о чём-то говорит.
Деньги затмили разум
Куда уходили похищенные изделия, в принципе понятно. Истребители МиГ-29 помимо Российской армии используются в вооружённых силах многих стран мира. Страны, эксплуатирующие их, в силу различных обстоятельств, от политической ситуации до элементарного желания сэкономить, часто не могут их купить, поэтому всегда находятся дельцы, желающие пойти, так сказать, нелегальными путями. Как следует из показаний задержанного сотрудниками ФСБ Анатолия Ярополова, через которого, кстати, чекисты и вышли на группу, представшую ныне перед судом, основным потребителем похищенных авиационных комплектующих являлась страна под названием Украина.
В частности, тот же Ярополов сбывал похищенные, предназначенные для контрабанды на Украину детали для авиадвигателей украинским гражданам Павлу Мележко и Сергею Ливенцову, которые были, по версии следствия, членами «сформированной группы лиц», в которой им отводилась роль «искателей комплектующих» авиационного двигателя РД-33. Причём за покушение на контрабанду из России в ОАЭ лопаток турбины двигателя МиГ-29 Ливенцов уже был осуждён на три года лишения свободы.
В условиях обострения международной обстановки рассматриваемый судебный процесс приобретает несколько иную окраску. Обвиняемые ведь знали, а кто не знал, тот наверняка догадывался, что похищенные ими изделия будут применяться на боевых самолётах стран, которые по отношению к России занимают недружественную, а то и откровенно враждебную позицию. Речь идёт, конечно же, в первую очередь об Украине. А это уже пахнет предательством и совершенно другой статьёй Уголовного кодекса, до которой вряд ли дойдёт, но чем чёрт не шутит.
Кстати
ЧП, случившееся на АО «ММП им. Чернышёва», само по себе является крайне неприятным событием, однако тревогу всё же вызывает другое обстоятельство. Вскрывшийся факт воровства на оборонных предприятиях, подведомственных «Ростеху», далеко не первый и вряд ли последний. «Да везде воруют!» – скажет кто-то, и с этим трудно будет поспорить. Но проблема, во-первых, в масштабах воровства (одно дело украсть отвёртку или банку краски и совсем другое – запчасть для истребителя). Во-вторых, здесь мы, похоже, имеем дело с системой. Ведь оборонный завод – это не фабрика по пошиву носков. Вся его система изначально заточена на строжайший контроль. И если оказывается возможным наладить целый конвейер по воровству секретных изделий, это значит, что система сбоит. А за то, чтобы она работала как надо, отвечает как раз «Ростех». И если подобные случаи происходят не раз и не два, то и спрашивать надо не только с вахтёров, которые недосмотрели. А с Сергея Чемезова и его заместителей. Однако в «Ростехе» подобные инциденты, похоже, научились спускать на тормозах. «Наша Версия» писала о краже, произошедшей на входящем с систему «Ростеха» Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Бериева. Там из прибывшего на ремонт «самолёта судного дня» Ил-80 (ВзПУ) были украдены 39 приборов связи. Сейчас за это судят местного безработного алкоголика, утверждая, что он каким-то образом прошёл через кордоны охраны и забрался в запертый самолёт. Однако уже появились свидетельства, что кражи оборудования происходили там и прежде.
Справка:
По состоянию на 2014-2021 год иностранные вооружённые силы имеют:
ВВС Азербайджана - 11 МиГ-29 и 3 МиГ-29УБ
ВВС Алжира - 24 МиГ-29С/УБ
ВВС Бангладеш - 6 МиГ-29 и 2 МиГ-29УБ
ВВС Беларуси - 28 МиГ-29/МиГ-29С и 6 МиГ-29УБ
ВВС Болгарии - 12 МиГ-29А и 4 МиГ-29УБ на 2017 год
ВВС Египта - более 4 единиц МиГ-29М/М2 на 2018 год
ВВС Йемена - 18 МиГ-29СМ по состоянию на 2014 год
ВВС Индии - 44 МиГ-29, 12 МиГ-29UPG и 7 Миг-29УБ
ВВС Ирана - 36 МиГ-29А/У/УБ на 2016 год
ВВС Казахстана - 12 МиГ-29 и 2 МиГ-29УБ на хранении
ВВС КНДР - более 18 МиГ-29А/С/УБ
ВВС Кубы - 2 МиГ-29А и 3 МиГ-29УБ и 2 МиГ-29 на хранении
ВВС Малайзии - 8 МиГ-29Н и 2 МиГ-29НУБ
ВВС Монголии - 4 МиГ-29СТМ
ВВС Мьянмы - 11 МиГ-29, 6 Миг-29СЕ и 5 Миг-29УБ
ВВС Перу - 7 МиГ-29, 3 МиГ-29СЭ, 8 МиГ-29СМП и 2 МиГ-29УБП
ВВС Польши - 26 МиГ-29А и 6 МиГ-29УБ
ВВС Сербии - 9 МиГ-29, 3 МиГ-29УБ и 2 МиГ-29С
ВВС Сирии - 30 МиГ-29А/УБ/СМ
ВВС Словакии - 10 МиГ-29АС, 2 МиГ-29УБС
ВВС Судана - 20 МиГ-29СЕ и 2 МиГ-29УБ
ВВС Туркмении - 22 МиГ-29А/С и 2 МиГ-29УБ
ВВС Узбекистана - 12 МиГ-29/МиГ-29УБ в строю + 18 на хранении
ВВС Украины - около 37 МиГ-29
ВВС Чада - 1 МиГ-29
ВВС Шри-Ланки - 4 МиГ-29СМ и 1 МиГ-29УБ
ВВС Эритреи - 4 МиГ-29, 2 МиГ-29УБ и 2 МиГ-29СЕ