В России появилась новая административная система сбора жалоб и информации о жалобах граждан в социальных сетях, знакомая жителям Подмосковья по сервису «Добродел». В каждом субъекте теперь есть Центр управления регионом (ЦУР), который управляется из Москвы. Де-факто это поможет Кремлю получать информацию в обход губернаторов и подготовиться к грядущим выборам, считает глава Центра политико-географических исследований Николай Петров, но проблему разрыва между людьми и властью не решит, ведь Москве все еще важны статистические показатели, а не реальное благополучие людей.
Вот уже второй год Россия живет в эпоху двойной трансформации — политической и управленческой. И если о политической — конституционной реформе — говорят много, то управленческая во многом остается в тени. Она включает в себя ряд масштабных административных реформ на базе цифровизации.
Цифровизация – это главная кремлевская фишка последнего времени. Ее призваны продвигать две группы. С одной стороны, премьер Михаил Мишустин, добившийся успехов на этом поприще в бытность главой ФНС, и министр цифрового развития Максут Шадаев, который в качестве советника Сергея Кириенко курировал информационную политику региональных властей в соцсетях. А с другой, Администрация президента в лице бывшего главреда «Ленты.ру» и бывшего замначальника управления Администрации президента по общественным проектам Алексея Гореславского, иными словами, бывшего главного кремлевского интернетчика.
Флагманским проектом цифровизации в регионах стало создание там центров управления регионом (ЦУР) – единых пунктов мониторинга. Они должны собирать и оперативно отрабатывать проблемные вопросы жителей по всем направлениям, связанным с жизнью региона, готовить аналитические материалы по социально-экономической ситуации и вырабатывать предложения по дальнейшему развитию.
Поразительна стремительность внедрения ЦУРов. Поручение о создании таких центров в каждом регионе Путин дал после заседания Совета по развитию местного самоуправления 30 января 2020 года. Перед заседанием президент осмотрел пилотный ЦУР Московской области, созданный в 2019 году в соответствии с президентским указом от 2013 года «О формировании системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия». Сам указ, кстати, отсутствует в открытых источниках.
Уже 1 декабря 2020 года на совещании по подведению итогов исполнения поручений президента по организации таких центров по всей России вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко объявил, что все 83 новых ЦУРа, использующие передовой опыт Москвы и Московской области, приступили к работе.
Основные тематические блоки, по которым работает система, универсальны для всех регионов. Это медицина, образование, соцзащита, дороги и общественный транспорт, госуслуги, ЖКХ и мусор, экология, строительство, безопасность, СМИ, нацпроекты.
Попутно с созданием ЦУРов появилась и новая важная должность в чиновничьей иерархии - руководитель цифровой трансформации (РЦТ) в регионе. Это довольно статусная позиция, функционал которой можно сравнить с полпредами президента в регионах при Борисе Ельцине или даже с ответственными за спецвязь в обкомах при Иосифе Сталине. Курируют ЦУРы замы по внутренней политике, что лишний раз подчеркивает прямую связь проекта с ведомством Сергея Кириенко. ЦУРы не подчинены губернаторам, с которыми у них «партнерские» отношения. И руководитель, и весь штат центра – а его размер колеблется от двух десятков до полутора сотен человек – находятся на федеральном довольствии. А в каждом региональном министерстве (к силовикам это не относится) и в каждом административном районе теперь есть человек уровня замглавы, ответственный за работу с ЦУР.
ЦУРы не подчинены губернаторам, с которыми у них «партнерские» отношения
У ЦУРов нет своего юридического лица, а трудовые книжки сотрудников лежат в Москве. Это, по сути, система внешнего контроля, а отчасти и внешнего управления. За централизованное обеспечение ЦУРов отвечает АНО «Диалог Регионы», созданное в июле 2020 года. во главе всё с тем же Гореславским. Он же возглавляет учредителя - АНО «Диалог», созданное в ноябре 2019 года департаментом информационных технологий Москвы для мониторинга и обратной связи с москвичами во исполнение все того же президентского указа о ситуационных центрах.
Специальное постановление правительства устанавливает для АНО плановые показатели на каждый год до 2024-го, причем стахановские. Так, доля обращений граждан, обработанных с использованием «механизмов ускоренного решения», должна вырасти с 20% в 2020 году до 50% в 2021-м и 90% в 2024-м. А доля госорганов, взаимодействующих через соцсети, – с 5% в 2020-м до 20% в 2021-м и 60% в 2024-м. Доля решений, принятых с участием жителей регионов через платформу обратной связи, к 2024 году должна достигнуть 100%.
На техническое сопровождение, создание и поддержку цифровых платформ и обучение сотрудников в регионах на ближайшие 5 лет АНО «Диалог Регионы» выделено 23,1 млрд рублей из бюджета нацпрограммы «Цифровая экономика».
Концепция ЦУРа, как объясняют в эталонном центре Московской области, реализуется в три этапа: «Все знаем — быстро решаем — не допускаем». Первый этап предполагает создание «карты» проблем, второй – выход на исполнителей и качественное решение в положенные сроки, третий – предотвращение аналогичных проблем в будущем.
В центрах используют две системы: портал обратной связи и «Инцидент Менеджмент». С помощью первого местные жители могут сообщить о проблемах, например, о яме на дороге или сосульке на крыше. В Подмосковье такой портал называется «Добродел», он считается главным достижением нынешнего федерального министра Шадаева в бытность его областным министром. Система же «Инцидент Менеджмент», которая активно внедряется в регионах уже пару лет, разработана частной компанией «Медиалогия», к которой тот же Шадаев имел непосредственное отношение в своей частнокапиталистической ипостаси.
«Инцидент Менеджмент» анализирует посты и комментарии в соцсетях (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Instagram и Twitter) и мессенджерах на определенную тему и выгружает профильному чиновнику. Тот сначала реагирует на негатив, например, пишет в комментариях с официального аккаунта своего ведомства, что власти в курсе проблемы и приступили к решению, а затем передает информацию в профильные организации, чтобы они начали реагировать. Перед ЦУРами стоит цель максимально охватить все источники информации.
Важно, что информацию от «Инцидент Менеджмент» получают не только в региональной администрации, но и в АП, что позволяет Кремлю мониторить ситуацию в регионах. Неудивительно, что внедрение такой системы встретило сопротивление ряда губернаторов, впрочем, легко подавленное. В местной печати можно найти только абсолютно одинаковые интервью, данные всеми руководителями ЦУР, открытых к 1 декабря. Скорее всего, в редакции просто разослали пресс-релизы. С тех прошло больше трех месяцев – а информации в открытом доступе по-прежнему никакой.
Недовольство губернаторов понятно. Прямо у них под носом создается структура, которая не просто финансируется за федеральный счет, но подчиняется Москве и собирает необходимую для Кремля информацию. При этом получается, что на сбор информации Москва деньги дает – в этом смысле эти центры регионам обходятся бесплатно. А дальше выявленные жалобы перенаправляются местным властям, которые будут обязаны решить все проблемы за свой счет. Деньги из федерального бюджета на это уже не выделяются, а отчитаться надо обязательно. И хорошо, если граждане недовольны лишь дыркой в дороге, которую не так дорого залатать. А если надо проложить дорогу или провести водопровод? То есть опять, как в ситуации с нацпроектами, крайними оказываются регионы. Наверху решили – а им выполнять.
На сбор информации Москва деньги дает, а решать проблемы регионам приходится за свой счет
Одна из задач проекта – компенсировать Москве недостаток понимания того, что происходит на местах. Без системы ЦУРов по официальным каналам наверх поступает только та информация, которую губернаторы считают выгодной для себя, а негатив блокируется. Раньше Путин делал ставку на общественную приемную. Это его КГБшный опыт: открываешь приемную, собираешь мешками жалобы и отправляешь их в Москву, где на Лубянке разберутся, чем «дышат» люди в регионах. Сегодня это так не работает. Зато есть социальные сети, которыми можно, используя специальный алгоритм, собирать необходимую информацию.
При этом легко себе представить, что вместо того, чтобы вылавливать жалобы на ямы и их систематизировать, можно наладить систему искать жалобы на Путина и власть. Создается специальная инфраструктура – своего рода камеры слежения в соцсетях. У россиян отобрали естественное право выбирать или не выбирать ту власть, которая нравится. А теперь еще и устанавливают микрофон дома, через который можно мгновенно пожаловаться на протечку унитаза. Но о том, что на вас при этом соберут «папочку», никто не предупредит. То есть, по сути, в стране налаживается система сыска, и делается это прицельно.
У россиян дома теперь будет микрофон, через который можно мгновенно пожаловаться на протечку унитаза
Согласно постановлению правительства, от ЦУРов ждут рывка уже в этом году, чтобы срочно ослабить негативные настроения граждан перед выборами 19 сентября. А дальше – в 2024 году – без сучка и задоринки и без особых затрат вновь подтвердить полномочия Путина. За неимением больших денег, чтобы купить счастье народу, можно просто подарить людям ощущение, что любая их бытовая проблема моментально решается. Написал в соцсетях – а власть уже тут как тут!
Об эффективности новой системы пока судить трудно и рано. Но ясно одно: это, с одной стороны, серьезный сдвиг в сторону еще большей централизации и унитаризации, которые власть рассматривает как способ повышения эффективности госуправления; а, с другой, попытка упростить и автоматизировать систему реагирования на запросы граждан. На мой взгляд, это – свидетельство принимающего все более критический характер неблагополучия в сфере взаимодействия власти и общества после того, как была демонтирована система представительной власти с нормальными выборами, независимыми СМИ и контролем за властью со стороны граждан в целом.
Проблема, однако, в том, что цифровизация в этой сфере, так же как и в экономике, и ужесточение контроля сверху могут служить лишь подспорьем, но никак не способом решения кардинальных проблем системы: если подотчетности власти гражданам на всех уровнях нет в реальности, то сымитировать это не получится. Как ни выстраивай эту структуру, это все равно система ответственности перед Кремлем, которой нужны статистические показатели, а не реальное благополучие людей. Это все равно, что подготовка к ЕГЭ: важно не предмет выучить, а подготовиться по конкретным вопросам. Так и тут: губернатору предъявляют те параметры, по которым он будет оцениваться Кремлем, а не гражданами.
Если в реальности власть не подотчетна людям, сымитировать это не получится
Прекрасный пример в этом плане Сергей Фургал: серый чиновник, оказавшийся у власти благодаря протестному голосованию, почувствовал, что отвечает перед избирателем – и начал работать так, что стал народным губернатором. Если так же будет происходить на уровне мэров, глав районов, регионов, вся эта сложная система интернет-вылавливания и просеивания сети, чтобы поймать какие-то жалобы, будет абсолютно не нужна.